МБДОУ «Новокараканский детский сад»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия

«Путешествие в страну гласных»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-логопед

Корнева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний о гласных звуках [а], [у], [и], [о].

Образовательные задачи:

- закреплять понятие «гласный звук»;

- закрепить умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О» соотносить их с символами и графическим обозначением;

Развивающие задачи:

- развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [о].

- развитие мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие слухового и зрительного внимания.

Воспитательные задачи:

- работать над формированием положительной мотивации к занятиям;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, желание помочь.

- воспитывать умение вслушиваться в речь педагога.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент:

Логопед: 

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

Давайте подарим друг другу улыбки.

Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте поделимся теплом наших сердец (дети пальцами показывают сердечки).

Звучит фонограмма гласных звуков

Логопед: Ребята, кто это нас зовет?

Дети:  Гласные звуки.

Логопед: Пойду посмотрю, кто это нас зовет. Ой, ребята, к нам в группу прилетел воздушный шарик, посмотрите в нём что-то есть. Что же это? (Записка!)

Логопед: Давайте прочитаем записку! (логопед читает записку)

"Здравствуйте, ребята!" Мы долгое время наблюдали за вами, и радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные дети. Мы приготовили для вас задания и не сомневаемся, что вы с ними справитесь ведь у вас добрые сердечки и вы ребята из группы «». В конце путешествия, если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждут призы! Гласные звуки»

Логопед:  Сегодня мы отправимся в путешествие в волшебную страну звуков. В страну каких звуков мы отправимся?

Дети: В страну гласных.

Логопед:  А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак. Вот, я предлагаю одеть на руку вот эти красивые ленточки. Ребята, как думаете какого цвета ленту нужно выбрать?

Дети: Красную, потому что гласные звуки обозначаются красным цветом.

Надеваем ленты

Логопед:  Но перед тем как отправиться в страну звуков, нам нужно подготовить наши язычки, сделаем гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

  1. «Заборчик»
  2. «Трубочка»
  3. «Часики»
  4. «Качели»

Логопед: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. Ребята, а на чем мы будем с вами путешествовать? Посмотрите на мольберт и выберете.

Дети выбирают вид транспорта.

Логопед: Все готовы?

Далее летим, плывем или др.

(Звучит музыка «Шум леса»)

Упражнение на общее расслабление

Вот реснички опускаются,

Наши глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Логопед:- Ребята, что вы слышали? Где мы оказались? Наша Страна гласных звуков находится в сказочном лесу. Смотрите ребята, какое необычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

Дети:  Гласные звуки.

Логопед: А что такое гласные звуки и как они образовываются? (Ответы детей)

Гласные звуки легко поются и выходят свободно без преград

( правило о гласных звуках).

Воздух свободно идет через рот.

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается …..Гласный.

Логопед: Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу! А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?

Дети:- Осень, листопад из листьев.

Логопед: Смотрите, какие необычные листочки. Возьмите, каждый, по одному листочку!

Дети собирают, и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки

( А О У И )

Логопед: Определите, с какого звука начинается слово. (Слово «аист» начинается со звука А и т.д.) Молодцы!

Логопед: Ребята, чем отличается буква от звука?

Звук - мы слышим и говорим. Букву – мы пишем, видим.

Логопед: Прикрепите свои листочки с картинками к той букве, с которой она начинается.

Логопед: Смотрите, что-то под деревом.

Это же Сказочный сундучок! (накрытый под деревом)

Логопед: Интересно, чей же это сундучок и кто в нём?

Дети садятся за столы.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку и узнаете чей он и для чего нужен.

Ананас, арбуз и аист –

Очень разные слова.

Но их одно объединяет:

Начинаются на звук…. [А]

Логопед:  Итак, встречаем первого жителя сундучка – звуковичок Аня. Звук А

Логопед: Как мы произносим этот звук?

Дети: рот мы широко открываем, нет никакой преграды для воздушной струи.

А в сундуке для вас приготовлены разные задания от звуковичка Ани

Выполнение задания "Выложи букву А из фасоли"

Логопед: А мы с вами смотрим дальше, и следующий житель сказочного леса это:

Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят про звук… [О]

Итак, встречаем второго жителя сундучка – звуковичок Оля.

Логопед: что происходит с нашими губами, губы выдвинуты вперед, воздух выходит свободно через рот, зубы разомкнуты.

А Оля решила не готовить для вас сложных заданий и предлагает немножко отдохнуть.

Физминутка

Пилоты

Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко – (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)

Логопед: Следующий житель сказочного леса – это….

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произнесу,

То услышим звук мы …[У]

Логопед: Следующий житель сундучка– звуковичок Уля.

Дети: Звук [У].

Логопед: Что стало с вашими губами?

Дети: Они вытянулись в трубочку.

Уля в сундуке хранит свою любимую игрушку – мяч. И предлагает поиграть с ним. Сейчас я буду кидать вам мяч, тот, у кого оказывается мяч, называет слово на звук [У].

Садятся за столы

Логопед: Слушаем следующую загадку:

Иволга иглой играла

Укололась, плакать стала.

Плачет иволга: «Иии»

Плачет только звуком …[И]

Дети: Звук [И]. 

Логопед: Встречаем звуковичка Иришку.

Логопед: Что у нас происходит с губами?

Дети: Рот улыбается, губы растягиваются.

У Иришки в сундуке кое – что хранится, это много разных картинок. Ребята, звук [И] очень богатый звук, если звук [И] встаёт в конце слова, то предметов становится много. Сыграем в игру «один – много».

Раздать картинки

Я называю один предмет, тот, у кого картинка, называет много.

Мяч – мячи, утка – утки, ёлка – ёлки, хомяк – хомяки, индюк – индюки, жук – жуки, нитка – нитки.

Звуковички благодарят нас и приглашают на «Звуковую поляну» поиграть. Но чтобы попасть на поляну нужно перейти «Звуковой мостик», а он сломан. Починим?

Дети: Да!

Игра «Звуковой мостик».

Логопед: Я буду сейчас произносить звуки, а вы подберите символы к этим звукам и выложите из символов мостик. «А», «О», «У», «И», «У», «О», «И», «А». Взять столько звуков сколько детей

Дети выкладывают зуковые символы в ряд.

Мы можем отправиться на «Звуковую поляну» и поиграть со звуками.

Логопед: А вот и задание от звуковичков, посмотрите на столе карточки, на них написаны наши буквы, но жук-буквоед съел часть буквы, давайте их допишем.

Игра «Угадайка »

Логопед: Ребята, вы молодцы! Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – У – О - И – А – И –У- О –И – А – У –И- О – А

Логопед: Молодцы, ребята! Но нам пора вернуться назад, в наш сад. Давайте выберем, на чем мы будем возвращаться?

Дети выбирают вид транспорта.

Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось, понравилось больше всего?

Логопед: Возьмите веселый смайлик, если вам понравилось в гостях у гласных звуков, и грустный – если нет…