Конспект занятия в подготовительной группе

Знакомство с профессией - гидролог

Цель:

Продолжить знакомство с различными профессиями. Показать взаимосвязь труда людей разных профессий. Познакомить с трудом гидролога. Закрепить сезонные изменения в природе весной. Показать актуальность труда гидрологов во  время паводка. Обогатить словарь детей: гидролог, паводок, половодье, наводнение. На примере опытов закрепить свойства воды.

Материалы и оборудование:

  1. Банки с молоком, водой.
  2. Ложки, игрушки.
  3. Сосуды разной формы.
  4. Замерзшая бутылка.
  5. Модель водоема.

 

У детей:

  1. Стаканчики с тепой и холодной водой.
  2. Тарелки, губки, кубики.
  3. Ложки.
  4. Пищевой краситель.

 

Ход занятия:

Ребята сегодня я вас познакомлю еще с одной профессией  которая напрямую связана  с экологией. Перед тем как сесть на стульчик каждый из вас должен назвать какую -нибудь  профессию связанную с экологией. Профессии не должны повторяться, кто не сможетназвать , назовите любую профессию.(Эколог, агроном, овощевод, цветовод, лесник, зоотехник, флорист,фермер).                                                                                                                                   -Дети, а что такое профессия? (Ответы детей)                                                                                                                  - Правильно, профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Это дело, которым взрослый занимается каждый день и которое полезно для других людей.Пройдет совсем немного времени и перед вами встанет вопрос: «Кем быть? Какую профессию выбрать?»  Вы уже знаете много разных профессий, а сегодня мы познакомимся еще с одной. Это – ГИДРОЛОГ. Гидрологи изучают науку – ГИДРОЛОГИЮ. Как вы думаете, что изучает эта наука, если «Гидро – с латинского языка переводится «вода», а  «Логия» - наука? Правильно, это наука о воде, котораяесть на земле.                                                                                                                              Гидролог -это специалист, который исследует водные ресурсы планеты. Вода-один из самых важных природных ресурсов на нашей планете. Давайте посмотрим с вами на глобус, какая огромная площадь занята водой. Это океаны, моря, реки, озера, пруды. В  нашей Кемеровской области  есть много рек, прудов, озер . Есть Беловское море-это искусственный водоем.Они создаются для удобства, для запаса воды.                                                                                 - Какие реки Кемеровской области вы знаете? (Томь, Иня, Байдаевка, Чумыш, Яя, Таежное, Лесное озеро)За всеми этими реками наблюдают гидрологи. В чем заключатся  спецификаработы  гидролога.Они фиксируют осадки в виде дождя, снега. Отмечают туман, изморозь, гололедицу, отмечают грозу, особо опасные природные явления: ураган, сильный ветер, наводнение.  В зимние время измеряют снежный покров, плотность снега, количество выпавших осадков. Они измеряют глубину реки, скорость течения, на основе цифр они могут определить расход воды в реке. Берут пробы воды , проводят исследования. Эта профессия опасная, сложная, тяжелая. Гидролог должен уметь плавать, быть дисциплинированным, соблюдать технику безопасности. А для чего проводятся эти наблюдения, мы постараемся узнать. Но для начала, вспомним свойства воды и проведём опыты. Давайте с вами пройдем в нашу мини-лабораторию.

1.Вода прозрачная.

Опустить в банки с водой и молоком ложки (игрушки). Сделать выводы.

2.Вода принимает форму сосуда.

Налить воду в сосуды разной формы. Сделать выводы.

3.Вода растворяет некоторые вещества, не имеет своего запаха.

Понюхать чистую воду, потом растворить ароматизированный  краситель, понюхать.

4.Рассмотреть замёрзшую бутылку.

-Наступила весна. Что происходит со снегом и льдом весной? (тают).

-Как вы думаете, куда денется талая вода? (в землю, в реки).

- За зиму земля промёрзла. Как вы думаете, в какую землю вода лучше впитается: в промёрзшую или не промёрзшую?

5.Впитываемость.

На тарелках у детей лежат кубик и губка. Дети льют на них воду, и узнают, что кубик (замерзшая земля) воду не впитывает.

-Вы говорили, что талая вода попадает так же в реки, пруды и т.д. А что произойдёт с рекой, если в неё попадет талая вода? Воды станет очень много. Поднимется. Это  называется паводок - поднятие уровня воды, за счет таяния снега.

Работа с моделью.

(наливать потихоньку воду)

-Что происходит с рекой? (разливается). Это называется половодье - весенний разлив рек при таянии снега, льда или наводнение-затопление суши водой, выступившей из берегов реки (наводнение может быть не только весной).

-Посмотрите, что происходит с постройками на берегу? Можно ли было избежать разрушения домов? Да, если заранее знать, можно ли строить в этом месте дома, заправки и т.п.

- А кому это надо знать? (строителям, архитекторам и т.п.)

- А кто эту информацию может дать? Для этого и существуют гидрологи. Грамотные, опытные строители никогда не будут строить дома  в затапливаемых местах.

-Как вы думаете, а железнодорожников интересуют данные о половодье?( да, особенно если дорога проходит вдоль рек)

-А автомобилистов? ГИБДД?( Да. Может залить трассу и её надо перекрыть).

- Коммунальные службы? ( службы, которые следят за состоянием наших домов) Да. Может затопить дома.

И очень нужна эта информация: для МЧС, чтобы вовремя предупредить людей о беде, по необходимости собрать продукты, топливо в какие населенные пункты, а может даже, и эвакуировать людей. Потому что, человеческая жизнь – самое ценное, что есть на Земле.

 Вот о такой очень нужной и важной профессии мы сегодня поговорили.Гидрологи  4 раза в сутки проводят наблюдения и передают сведения в Гидрометео. А оттуда во все интересующиеся организации.

Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие. Скажите, что вам больше всего понравилось или запомнилось сегодня.