Конспект занятия в подготовительной группе
Знакомство с профессией - гидролог
Цель:
Продолжить знакомство с различными профессиями. Показать взаимосвязь труда людей разных профессий. Познакомить с трудом гидролога. Закрепить сезонные изменения в природе весной. Показать актуальность труда гидрологов во время паводка. Обогатить словарь детей: гидролог, паводок, половодье, наводнение. На примере опытов закрепить свойства воды.
Материалы и оборудование:
- Банки с молоком, водой.
- Ложки, игрушки.
- Сосуды разной формы.
- Замерзшая бутылка.
- Модель водоема.
У детей:
- Стаканчики с тепой и холодной водой.
- Тарелки, губки, кубики.
- Ложки.
- Пищевой краситель.
Ход занятия:
Ребята сегодня я вас познакомлю еще с одной профессией которая напрямую связана с экологией. Перед тем как сесть на стульчик каждый из вас должен назвать какую -нибудь профессию связанную с экологией. Профессии не должны повторяться, кто не сможетназвать , назовите любую профессию.(Эколог, агроном, овощевод, цветовод, лесник, зоотехник, флорист,фермер). -Дети, а что такое профессия? (Ответы детей) - Правильно, профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Это дело, которым взрослый занимается каждый день и которое полезно для других людей.Пройдет совсем немного времени и перед вами встанет вопрос: «Кем быть? Какую профессию выбрать?» Вы уже знаете много разных профессий, а сегодня мы познакомимся еще с одной. Это – ГИДРОЛОГ. Гидрологи изучают науку – ГИДРОЛОГИЮ. Как вы думаете, что изучает эта наука, если «Гидро – с латинского языка переводится «вода», а «Логия» - наука? Правильно, это наука о воде, котораяесть на земле. Гидролог -это специалист, который исследует водные ресурсы планеты. Вода-один из самых важных природных ресурсов на нашей планете. Давайте посмотрим с вами на глобус, какая огромная площадь занята водой. Это океаны, моря, реки, озера, пруды. В нашей Кемеровской области есть много рек, прудов, озер . Есть Беловское море-это искусственный водоем.Они создаются для удобства, для запаса воды. - Какие реки Кемеровской области вы знаете? (Томь, Иня, Байдаевка, Чумыш, Яя, Таежное, Лесное озеро)За всеми этими реками наблюдают гидрологи. В чем заключатся спецификаработы гидролога.Они фиксируют осадки в виде дождя, снега. Отмечают туман, изморозь, гололедицу, отмечают грозу, особо опасные природные явления: ураган, сильный ветер, наводнение. В зимние время измеряют снежный покров, плотность снега, количество выпавших осадков. Они измеряют глубину реки, скорость течения, на основе цифр они могут определить расход воды в реке. Берут пробы воды , проводят исследования. Эта профессия опасная, сложная, тяжелая. Гидролог должен уметь плавать, быть дисциплинированным, соблюдать технику безопасности. А для чего проводятся эти наблюдения, мы постараемся узнать. Но для начала, вспомним свойства воды и проведём опыты. Давайте с вами пройдем в нашу мини-лабораторию.
1.Вода прозрачная.
Опустить в банки с водой и молоком ложки (игрушки). Сделать выводы.
2.Вода принимает форму сосуда.
Налить воду в сосуды разной формы. Сделать выводы.
3.Вода растворяет некоторые вещества, не имеет своего запаха.
Понюхать чистую воду, потом растворить ароматизированный краситель, понюхать.
4.Рассмотреть замёрзшую бутылку.
-Наступила весна. Что происходит со снегом и льдом весной? (тают).
-Как вы думаете, куда денется талая вода? (в землю, в реки).
- За зиму земля промёрзла. Как вы думаете, в какую землю вода лучше впитается: в промёрзшую или не промёрзшую?
5.Впитываемость.
На тарелках у детей лежат кубик и губка. Дети льют на них воду, и узнают, что кубик (замерзшая земля) воду не впитывает.
-Вы говорили, что талая вода попадает так же в реки, пруды и т.д. А что произойдёт с рекой, если в неё попадет талая вода? Воды станет очень много. Поднимется. Это называется паводок - поднятие уровня воды, за счет таяния снега.
Работа с моделью.
(наливать потихоньку воду)
-Что происходит с рекой? (разливается). Это называется половодье - весенний разлив рек при таянии снега, льда или наводнение-затопление суши водой, выступившей из берегов реки (наводнение может быть не только весной).
-Посмотрите, что происходит с постройками на берегу? Можно ли было избежать разрушения домов? Да, если заранее знать, можно ли строить в этом месте дома, заправки и т.п.
- А кому это надо знать? (строителям, архитекторам и т.п.)
- А кто эту информацию может дать? Для этого и существуют гидрологи. Грамотные, опытные строители никогда не будут строить дома в затапливаемых местах.
-Как вы думаете, а железнодорожников интересуют данные о половодье?( да, особенно если дорога проходит вдоль рек)
-А автомобилистов? ГИБДД?( Да. Может залить трассу и её надо перекрыть).
- Коммунальные службы? ( службы, которые следят за состоянием наших домов) Да. Может затопить дома.
И очень нужна эта информация: для МЧС, чтобы вовремя предупредить людей о беде, по необходимости собрать продукты, топливо в какие населенные пункты, а может даже, и эвакуировать людей. Потому что, человеческая жизнь – самое ценное, что есть на Земле.
Вот о такой очень нужной и важной профессии мы сегодня поговорили.Гидрологи 4 раза в сутки проводят наблюдения и передают сведения в Гидрометео. А оттуда во все интересующиеся организации.
Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие. Скажите, что вам больше всего понравилось или запомнилось сегодня.