Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Новокараканский детский сад общеразвивающего вида»
Дорога – наш друг!
(практико-ориентированный проект)
Составители:
воспитатель Варанкина Валентина Илларионовна
воспитатель Шарёва Ирина Владимировна
Беловский МР 2020г
Составители:
Варанкина Валентина Илларионовна, воспитатель первой квалификационной категории
Шарёва Ирина Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории
Проект рассчитан на воспитанников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение. Данный практико-ориентированный проект направлен на формирование у дошкольников осознанного поведения на улицах города.
Данный материал могут использовать в работе воспитатели разновозрастных групп.
Содержание
- Паспорт проекта………………………………………………………….4
- Введение………………………………………………………………….5
2.1 Актуальность…………………………………………………………5
2.2 Новизна………………………………………………………………6
2.3 Цели и задачи…………………………………………………………6
2.4 Ожидаемые результаты……………………………………………..6
- Основная часть…………………………………………………………...7
3.1 План реализации проекта…………………………………………....7
3.2 Целевые группы проекта…………………………………………….9
3.3 Продукт проекта……………………………………………………..10
3.4 Ресурсное обеспечение проекта…………………………………….10
- Заключение………………………………………………………………..10
- Список литературы……………………………………………………….11
- Приложения………………………………………………………………12
Приложение 1……………………………………………………………………..12
Приложение 2……………………………………………………………………….17
Приложение 3…………………………………………………………………….....24
Приложение 4…………………………………………………………………30
Приложение 5…………………………………………………………………….….34
Приложение 6…………………………………………………………...........48
- 1. Паспорт проекта
Наименование проекта |
Дорога – наш друг! (практико-ориентированный проект) |
Основные разработчики проекта |
Педагоги |
Цель и задачи проекта |
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте. Задачи:
|
Сроки и этапы реализации проекта |
Среднесрочный. Подготовительный этап. Определение цели и задач проекта, разработка плана проведения мероприятий проекта. Подбор методической, справочной литературы. Подбор загадок, детской литературы по теме. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр и бесед. Подбор и проведение консультаций для приобщения родителей к проблеме по обеспечению безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. Основной этап. Работа с родителями: Консультация «Ребенок и дорога» Консультация «Перечень необходимых рекомендаций для родителей по безопасности на дороге и в транспорте». Работа с детьми: Беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, игра-моделирование, дидактические игры, просмотр мультфильма. Заключительный этап: Создание презентации «Дорога – мой друг!». |
Перечень основных мероприятий |
1.Подготовка и проведение бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, игры-моделирования. 2.Создание презентации. |
Целевые группы проекта |
Участники: дети. Исполнители: воспитатели. Партнеры: родители. |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
- Осознанное отношение детей к выполнению правил дорожного движения; - Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; - Сформируется умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации. |
- 2. Введение
2.1Актуальность
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят дорожно-транспортные происшествия, в которых наряду с взрослыми страдают и дети. Очень часто сами дети и являются виновниками дорожных происшествий: переходят улицу в неположенном месте, играют близи дорог.
Учитывая, что дети являются особой категорией пешеходов и пассажиров очень важно с раннего детства знакомить детей с безопасным поведением в транспорте и на дороге. Главную роль для детей в безопасности дорожного движения играют взрослые. Именно они своим примером должны воспитать в детях привычку соблюдать правила дорожного движения.
Привычки, закрепленные с детства, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
2.2Новизна
Новизна данного проекта состоит в воспитывающем и обучающем значении. Дети при помощи игровых ситуаций приобретают навыки практического применения правил дорожного движения, предусматривающих сотрудничество воспитателей, родителей и воспитанников в решении этой проблемы.
2.3 Цели и задачи проекта
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения, как на дороге, так и в транспорте.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения;
- Закрепить практические навыки поведения в дорожно-транспортных ситуациях в условиях игрового пространства;
- Воспитывать у детей привычку соблюдать правила дорожного движения;
- Развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию.
2.4 Ожидаемые результаты
- Осознанное отношение детей к выполнению правил дорожного движения;
- Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги;
- Сформируется умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации;
- Пополнится предметно-развивающая среда.
- 3. Основная часть
3.1 План реализации проекта
№ |
Сроки
|
Мероприятия |
Краткое описание
|
Участники |
Ответственные |
|||||
Подготовительный этап |
||||||||||
1 |
Январь-февраль |
Изучение методической литературы по теме. |
Подбор методической литературы, изучение интернет – ресурсов, подбор загадок, подбор литературы для детского чтения по теме. |
Воспитатели. |
Воспитатели. |
|||||
2 |
Февраль |
Проведение консультаций и бесед с родителями с целью заинтересовать их данной проблемой. |
Привлечение родителей к помощи в реализации проекта. Определить степень участия каждой семьи в группе. |
Воспитатели, родители. |
Воспитатели. |
|||||
Основной этап |
||||||||||
3 |
Март |
Беседа с детьми на тему: «Зачем нужны дорожные знаки?» |
Способствовать безопасному поведению детей на дороге. |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
4 |
Март |
Загадывание загадок. |
Загадки о дорожных знаках. |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
5 |
Март |
Игра «Улица города» |
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице. |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
6 |
Март |
Игра-моделирование |
«Я - активный пешеход» |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
7 |
Март |
Беседа «Правила поведения в транспорте» |
Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте. |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
8 |
Март |
Просмотр мультфильма. |
«Смешарики. Азбука безопасности». |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
9 |
Март |
Чтение художественной литературы |
Г.П.Шалаева О.М.Журавлева «Новые приключения воспитанных детей» раздел «В транспорте». |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
10 |
Март |
Сюжетно-ролевая игра |
«Автобус» |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
11 |
Март |
Беседа с детьми на тему: «Работа сотрудников ГИБДД» |
Познакомить детей с профессией сотрудников ГИБДД. |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
12 |
Март |
Загадывание загадок. |
Загадки про дорожное движение. |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
13 |
Март |
Игра «Сломанный светофор». |
Закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах. |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
14 |
Март |
Чтение и заучивание стихотворения. |
С. Михалков «Светофор». Б. Житков «Светофор». |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
15 |
Март |
Сюжетно-ролевая игра. |
«Водители, пешеходы, автомобили». |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
16 |
Март |
Беседа с детьми на тему: «Где ремонтируют машины». |
познакомить детей с профессией автомеханик. |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
17 |
Март |
Дидактическая игра. |
«Кому что нужно для работы?» |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
18. |
Март |
Сюжетно-ролевая игра. |
«Автосервис» |
Воспитатели разновозрастной группы. |
Воспитатели. |
|||||
19 |
Март |
Дидактическая игра. |
«Почини технику». |
Воспитатели и дети разновозрастной группы. |
Воспитатели.
|
|||||
Заключительный этап |
||||||||||
20 |
Март |
Создание презентации |
«Дорога – наш друг!» |
Воспитатели. |
Воспитатели. |
|||||
3.2 Целевые группы проекта
Участники: дети.
Исполнители: воспитатели.
Партнеры: родители.
Реализация данного проекта подразумевает под собой сотрудничество между педагогами, родителями и детьми.
Педагоги организуют родителей для работы над изготовлением атрибутов для закрепления навыков поведения в условиях игрового пространства.
Родители совместно с детьми изготавливают атрибуты для пополнения игровой зоны для мальчиков.
Во время работы над проектом у детей формируется осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения.
3.3 Продукт проекта
- Изготовление макета улицы города с проезжей частью, перекрестком, знаками дорожного движения и пешеходами;
- Изготовление макета объемного дорожного полотна;
- Изготовление макета бензоколонки, автомойки и станции технического обслуживания;
- Консультация для родителей «Ребенок и дорога»
- Консультация для родителей «Перечень необходимых рекомендаций для родителей по безопасности на дороге и в транспорте»
- Презентация проекта «Дорога – наш друг!».
3.4 Ресурсное обеспечение проекта
Информационные: книги, интернет - ресурсы.
Материально-техническое: изготовление печатных материалов, мультимедийное оборудование.
- 4. Заключение
В ходе реализации проекта дошкольники закрепили практические навыки поведения в дорожно-транспортных ситуациях в условиях игрового пространства. У детей проявилась дисциплинированность, самостоятельность, осторожность в соблюдении правил поведения на улице и при переходе дороги. Большую роль в формировании осознанного отношения к выполнению правил дорожного движения сыграл макет объемного дорожного полотна со знаками дорожного движения, где дети в условиях игрового пространства проигрывали различные ситуации, происходящие на дорогах нашего города.
Список литературы
1.Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с
дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск:
Сиб. Унив. Изд-во, 2008
2.Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост.
Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005
3.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие
по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ,
1997
4.Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО,
Эксмо, 2008
5.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 2003
6.Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М.:
Просвещение, 2001
7.Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 2003
8.Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей
дошкольного возраста», Просвещение, 2007
9.К. Ю. Белая «Я и моя безопасность», тематический словарь в картинках: Мир
человека. Школьная Пресса, 2010
10. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность
на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего
дошкольного возраста», ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
11. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице», Детство-пресс, 2008
12. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей
дошкольного возраста», учебное пособие, Педагогическое общество России,
2005
13. Т. А. Шорыгина «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет», Сфера,
2005
14. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная
группа», Волгоград, 2009
15. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма» методическое пособие. «Третий Рим», 2007
16. Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», Издательство Скрипторий,
2005
Приложение 1.
Консультация для родителей
« Ребенок и дорога».
Одна из важнейших проблем современного общества – это воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах наших городов и поселков.
Многие родители заблуждаются думая о том, что правилам безопасного поведения нужно учить детей в старшем дошкольном возрасте. Но это не так. Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движение нужно уже в раннем возрасте. Несмотря на то, что в этом возрасте дети всего лишь пассивные участники дорожного движения (при переходе дороги, их держат за руку).
Всегда необходимо помнить о том, что воспитывать привычку сознательного поведения на дороге и в транспорте – это длительный процесс.
Главное правило: Ребенок учиться дорожной азбуке с раннего детства на примере самых родных и близких ему людей – у своих родителей.
Второе правило: Одна из опасностей – стоящая машина. Из-за неё не видно проезжую часть, тем самым мешая вовремя увидеть приближающуюся опасность.
Третье правило:Особое внимание уделите остановке автобуса. Подождите пока он отъедет. Стоящий на остановке автобус закрывает собой участок дороги, по которой в это время может ехать автомобиль.
Четвертое правило: Светофор тоже представляет собой опасность. Водители некоторых автомобилей, нарушая правила дорожного движения, не обращают внимания на сигналы светофора и знаки перехода. В связи с этим нужно ориентироваться не только на сигналы светофора, знаки перехода, но и убедиться в том, что все машины остановились, пропуская вас.
Пятое правило: «Пустынные» улицы тоже представляют собой опасность. На улицах где машины появляются редко, дети не глядя выбегают на дорогу. В этом и состоит опасность – внезапно проезжающий автомобиль. Необходимо выработать привычку перед выходом на дорогу, даже если нет машин, остановиться и убедиться в безопасности перехода.
ВСЕГДА ПОМНИТЕ!!! Взрослые являются примером для детей!
Ваши действия являются примером, как вашему ребенку, так и другим детям. Поэтому переходите улицу в соответствии с правилами дорожного движения. Старайтесь сделать все, что в ваших силах, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Консультация для родителей
«Перечень необходимых рекомендаций для родителей по безопасности на дороге и в транспорте»
При выходе из дома:
- если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.
При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;
- приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
- разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
- не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.
- при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей.
Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
- идите только назеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта;
- выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;
- не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;
- не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
- при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта
При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):
- выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть.
При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
При движении автомобиля:
- приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении, сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
- ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра;
- ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
При поездке в общественном транспорте:
- приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара;
- объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.
Приложение 2.
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зачем нужны дорожные знаки?».
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки и познакомить с новыми знаками.
Задачи:
1. Формировать знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса.
2. Развивать внимание, творческое воображение детей.
3. Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.
4. Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
5.Обогащать словарь детей: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, предписывающие.
Материал:
1. Изображение дорожных знаков (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса) .
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам без мам и пап, самостоятельно. По дорогам движется много машин. Переходить улицу в неположенном месте опасно. Все движение на улицах происходит по строгим правилам- правилам дорожного движения. О них мы сегодня будем говорить с вами. К нам сегодня пришел Почтальон Печкин, он живет в деревне и не знает правил дорожного движения, давайте поможем ему!
Ребенок:
Чтобы улицей бурливой,
Шумной, звонкой, говорливой
И проехать и пройти-
Будь внимателен в пути!
Есть на каждом перекрестке
Пешеходный переход,
Перейти дорогу просто
Здесь без риска и хлопот.
Воспитатель показывает детям дорожные знаки, объясняет, где и зачем их устанавливают, рассказывает их форме, цвете об их отличии друг от друга. Почтальон Печкин вместе с детьми рассматривает дорожные знаки.
Знаки предупреждения:
1. "Дети" - Участок дороги, вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря) на проезжей части которого возможно появление детей.
2."Пересечение с велосипедной дорожкой"
3."Железнодорожный переезд со шлагбаумом"-
устанавливаются перед всеми железнодорожными переездами, соответственно оборудованными или не оборудованными шлагбаумами. Знаки дублируют на дорогах с двумя или более полосами для движения в одном направлении, а на дорогах с одной полосой, если расстояние видимости переезда вне населенных пунктов менее 300 м, а в населенных пунктах - менее 100 м.
Запрещающие знаки
1."Въезд запрещен"- устанавливают на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением.
2.“Движение запрещено“ - применяют для запрещения движения всех транспортных средств на отдельных участках дорог.
3."Движение на велосипедах запрещено"-запрещается движение велосипедов и мопедов.
Знаки особых предписаний
1.“Пешеходный переход"- при отсутствии на переходе разметки устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода, или слева от дороги на дальней границе перехода.
2."Жилая зона"- территория, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне.
3.“Место остановки автобуса и (или) троллейбуса"
Знаки сервиса
1."Пункт медицинской помощи"
2."Место отдыха"
3."Пункт питания"
Воспитатель :
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука-
Над головой.
Азбука улиц, проспектов, дорог,
Город дает нам
Все время урок. (Я. Пишунов)
На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое значение и название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Наш гость понял, как нужно двигаться в городе. И сейчас он вместе с нами выполнит задание, нарисует те знаки, которые он запомнил и еще раз вспомнит, что они обозначают. Дети рисуют те знаки, что они запомнили.
Подведение итогов.
Беседа на тему:
«Правила поведения в транспорте»
Цель:
Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.
Приходит Буратино.
Здравствуйте, ребята! Когда я ехал к вам в садик на автобусе, то увидел мальчика, который кричал и сорил в автобусе. Разве так можно себя вести в транспорте? (ответы детей)
Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте!
Как надо стоять на остановке, когда ждёшь транспорт?
Правильно, на остановке не балуются. Когда приедет автобус посмотри на номер автобуса, прежде чем в него войти. И сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам. Не задерживайся в дверях проходи в середину салона. Не толкай других пассажиров и не наступай на ноги. И надо быть осторожным при закрытии дверей.
А что дальше делают в транспорте?
Правильно, оплачиваем проезд или предъявляем проездной билет. И сохраняем его до конца проезда!
А если в транспорт вошла бабушка, что нужно сделать? Правильно, уступить место старшим. Надо помогать пожилым пассажирам. Не скандаль и не капризничай в транспорте. И не разговаривай громко – ты мешаешь другим. Если тебя о чём-то спросили, отвечай вежливо. Уважай других пассажиров!
А с мороженым можно заходить в транспорт? Почему? А сорить можно? А в окно бросать мусор? Почему?
Ребята, мне говорили, что высовываться в окно очень опасно! Почему?
Ребята, а если кто-то хулиганит в транспорте, что надо делать?
Надо сообщить водителю. А если тебя обижают, привлеки внимание взрослых.
Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне сегодня много непонятного объяснили. Я теперь буду примерным пассажиром! Мне пора. До скорой встречи!
Беседа с детьми н тему: «Работа сотрудников ГИБДД».
Цель: познакомить детей с профессией - сотрудник ГИБДД.
Приходит Буратино.
- Здравствуйте ребята! Я вчера был в школе пешеходных наук. Там мне рассказали, что есть люди, которые следят за тем, чтобы все выполняли правила дорожного движения. Это особые подразделения работников полиции – людей зорких и внимательных. А называется это подразделение государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей. Вот он, самый главный человек на дороге, - полицейский инспектор – регулировщик. (Показывает картинку) Посмотрите, ребята.. В руках у регулировщика жезл, короткая в чёрно-белую полоску палочка. Когда инспектор – регулировщик встал в положение «смирно», а потом быстро поднял руку с жезлом вверх, это означает: «Внимание! Входить на перекрёсток запрещено. Надо дождаться моего разрешения». Приказ регулировщика обязателен для всех. А если ты уже вступил на мостовую, возвращайся обратно на тротуар или добирайся до «островка безопасности» - куда ближе. Там и жди разрешения регулировщика. Если же ты уже прошёл середину улицы, тогда скорее добирайся до тротуара. Когда регулировщик поднимает правую руку вверх, надо делать то, что делают все при жёлтом сигнале светофора – приготовиться. Нам идти можно только тогда, когда регулировщик встанет к нам грудью или спиной с вытянутыми вперёд или в стороны руками.
Труд этот тяжёлый. Но он нужен всем. Надо уважать регулировщика – командира перекрёстка, следить за его приказами, аккуратно и точно их выполнять. Тогда на улицах не будет несчастных случаев.
Вот посмотрите, у милиционеров есть специальная машина, которая всё видит и слышит. Для того чтобы всё видеть и слышать у неё есть самые разные приспособления: радиостанция, громкоговоритель, фара – искатель … Команде машины ГИБДД должны подчинятся все водители и пешеходы. Запомнили? Молодцы!
Ой, ребята мне уже пора. Я тут задержался. До скорой встречи!
Беседа с детьми на тему: «Где ремонтируют машины»
Цель: познакомить детей с профессией автомеханика.
Автомеханик - это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет автотранспортными средствами.
История профессии: Первые автомеханики появились ещё в середине 18 века в странах, где ранее всего появился транспорт, способный передвигаться самостоятельно. С тех пор самодвижущиеся механизмы постоянно изменялись и совершенствовались. Но любому механизму нужен своевременный уход и ремонт, поэтому требовались специально обученные и хорошо разбирающиеся в конструкции автомобиля люди. Так и возникла профессия автомеханика.…
Что надо знать и уметь: Автомеханик — специалист по ремонту автомобиля, занимающийся техническим обслуживанием различных машин, детально разбирающийся в их устройстве. Он должен знать устройства двигателя внутреннего сгорания, устройства электрооборудования автомобиля, должен уметь разбирать и собирать узлы и агрегаты автомобиля; диагностировать автомобиль и его узлы при помощи диагностического оборудования; регулировать механизмы, детали и т.д.
Как вы думаете работа автомеханика тяжелая?
Работа автомеханика связана с большими физическими нагрузками, ведь детали автомобиля бывают очень тяжелыми.
Что будет, если не будет автомехаников?
Благодаря работе автомеханика срок службы автомобиля значительно увеличивается, что, в свою очередь, снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и обеспечивает безопасность водителя на дороге.
Что помогает в работе, вы узнаете отгадав загадки об авто инструментах.
Поднимать машины рад
Механический (домкрат)
Круглая но не таблетка
Все измеряет (рулетка)
Знает даже не знаток
Гвоздь вбивает (молоток)
Как де ловко, как же вертко
Крутит винтики (отвертка)
Накачает шины
У любой машины ( насос)
Что может починить автомеханик?
Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой?
Чьи волшебные лучи
Освещают всё в ночи?
На машине их две пары
Догадались? Это…
(фары)
Едем-едем мы и вот
Надо сделать поворот
Путь вперед сейчас закрыт
И патруль на нас глядит
Чтоб не задержал патруль,
Поворачиваем…
(руль)
Ну ответьте-ка теперь:
Кто рычит как дикий зверь?
Что в машине всех главней?
Не поедете на ней,
Коль в машине до сих пор
Не поставили…
(мотор)
Человеку, чтобы жить,
Надо есть и надо пить.
Пища есть и для машин
Называется…
(бензин)
Это пища не пустяк -
Ей заполнят…
(бензобак)
Чтобы каждый топать мог,
Есть у вас по паре ног.
Чтобы ехать нам вперед -
Ноги делает завод.
Проще нет для вас вопроса:
Что здесь крутится?.. (колеса)
Профессия автомеханика очень востребована, так как количество автомобилей неуклонно растет и нужны люди, которые их будут обслуживать.
Приложение 3
Загадки о дорожных знаках.
***
На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали. (Пешеходный переход)
***
Ты скажи-ка мне, приятель,
Как зовётся указатель,
У дороги что стоит,
Скорость снизить мне велит? ( Дорожный знак)
***
Вот дорожная загадка:
Как зовется та лошадка,
Что легла на переходы,
Где шагают пешеходы? (Зебра)
***
У него суровый норов —
Длинный, толстый, словно боров,
Он залег у перехода,
Защищая пешехода. (Лежачий полицейский)
***
Стой! Машины движутся!
Там, где сошлись пути,
Кто поможет улицу
Людям перейти? (Светофор)
***
Переезд есть впереди —
Тормози и подожди:
Он опущен — ход сбавляй,
А поднимут — проезжай. ( Шлагбаум)
***
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил,
На площадку у ограды —
Отдыхать ей тоже надо. ( Место стоянки)
***
Всё водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг — … (Дорожный знак)
***
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)
***
Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки.
Только здесь не тротуар,
Дело все в дорожном знаке.
(Пешеходная дорожка)
***
Затихают все моторы
И внимательны шоферы
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад» (Дети)
***
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку ...(Движенья.)
***
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки?
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …? (Тротуар.)
***
Это что за чудо-юдо,
Два горба, как у верблюда?
Треугольный этот знак
Называется он как?("Неровная дорога".)
***
Белый круг с каемкой красной-
Значит, ехать не опасно.
Может и висит он зря?
Что вы скажете друзья?
(движение запрещено)
Загадки про дорожное движение.
***
Его видят все и сразу.
Он висит меж двух опор.
У него горит три глаза.
Он зовется … (Светофор)
***
У него сигналов три.
Ты сигналы назови.
Их по счёту ровно три… (Красный, Желтый, Зеленый)
***
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать. (Дорожные знаки)
***
Командуя жезлом,
Он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник,
Машин дрессировщик,
А имя ему — … (Регулеровщик)
***
Двух колес ему хватает,
И мотор не подкачает.
Нужно только завести –
И счастливого пути! (Мотоцикл)
***
Железные звери
Рычат и гудят.
Глаза, как у кошек,
Ночами — горят. (Машины)
***
Тут машина не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Что друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать. (Тротуар)
***
Переезд есть впереди —
Тормози и подожди:
Он опущен — ход сбавляй,
А поднимут — проезжай. (Шлагбаум)
***
Перемолвились машины:
Остудить пора бы шины,
Остановимся, где сквер!
Но вмешалась буква «Эр»:
Только я могу решить,
Где стоянку разрешить! (Место стоянки)
***
Наш автобус ехал-ехал,
И к площадке он подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает. (Остановка)
***
Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги —
Берегите свои ноги! (Дорожные работы)
***
Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно. (Перекресток)
***
Рядышком с шоссе лежит,
По ней транспорт не бежит
. Ну а если вдруг беда,
То съезжают все сюда. (Обочина)
Приложение 4.
Дидактическая игра «Улица города».
Цель:Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилахдорожного движения, о различных видах транспорта.
Задачи:
Материал к игре: Макет улицы. Деревья ( макет ). Автомобили ( игрушки ). Куклы – пешеходы.
Светофоры. Дорожные знаки.
Ход игры:
Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задаѐт ряд вопросов. Свои ответы дети
сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям:
Какие дома на нашей улице?
Какое движение на нашей улице – одностороннее или двухстороннее?
Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины?
Что такое перекрѐсток? Где и как его нужно переходить?
Что означает пешеходный переход?
Как регулируется движение на улице?
Какие сигналы светофора вы знаете?
Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают? Как надо вести себя в автобусе?
Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель «предлагает» детям проехать по улице, соблюдая правила дорожногодвижения. Затем кто – то из детей выполняет - роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился сролью водителя и пешехода.
Игра-моделирование «Я активный пешеход»
Цель: Формировать умение применять личный опыт в совместной игре.
Задачи:
Побуждать детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх. Привлечь детей к созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации. Способствовать расширению детей, «просчитывать» различные ситуации, возникающие в дорожном движении. Способствовать расширению кругозора, обогащать и активизировать словарь детей.
Атрибуты:
Элементы костюмов, дорожные знаки, светофор. Автозаправочная станция, Машины различных марок и специализированный транспорт.
Моделирование ситуаций:
«Какой должна быть безопасная дорога», «Помоги Буратино перейти дорогу», «Как машины людям помогают», «Как я иду в детский сад».
Ход игры:
Часть детей пешеходы- гуляют по улице, переходят проезжую часть, инспектор ДПС следит за соблюдением правил дорожного движения.
Водители едут по маршруту, выполняя правила дорожного движения, заправляют машины бензином.
Во время игры возникают проблемные ситуации, которые решаются во время игры. Использование дорожных знаков помогают предотвратить проблемы на дорогах.
Игра продолжается пока дети проявляют к ней интерес.
Дидактическая игра « Сломанный светофор».
Цель: прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.
Задачи: закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах, об их правильном, неизменном расположении; развивать внимание, зрительное восприятие и речь, быстроту реакции и смекалку.
Материалы:карточки-светофоры с изображением сигналов в разных комбинациях, сказочный герои, макет светофора.
Ход игры:
Вариант 1. В руках воспитателя герой . Перед детьми карточки-светофоры с изображением сигналов с различными комбинациями (3 штуки: два с ошибками – «сломанные», один правильный).
Герой говорит:
- Дети, у вас светофоры! Два светофора сломались, а один нет. Посмотрите и найдите светофор, с правильным расположением сигналов, а я буду проверять, знают ли ребята, как расположены на светофоре сигналы правильно. Мне нужно идти по дороге. А пускает меня только «правильный» светофор.
Дети рассматривают карточки-светофоры и на вопрос героя: «Какой светофор правильный?», ребенок делает выбор, подтверждая свой выбор, правильно проговорив расположение сигналов светофора или сравнив с макетом светофора.
Вариант 2. В руках воспитателя герой и карточка-светофор с правильным расположением сигналов. Изображая движение по дороге, воспитатель передвигает героя от ребенка к ребенку, проверяя выбранную ребенком карточку-светофор. Если ребенок сделал правильный выбор, герой хвалит его и проходит дальше, если нет, то просит ребенка исправить ошибку, т.к. герою дальше не пройти, его не пускает «сломанный светофор».
В конце игры герой предлагает детям стать водителями и поехать мимо большого светофора.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
Цель: формировать умение отбирать картинки с изображением предметов, необходимых для выполнения трудового действия.
Атрибуты: картинки с изображением трудовых действий и картинки с изображением предметов, необходимых для выполнения трудовых действий.
Ход игры:1 Вариант. Воспитатель показывает картинку с изображением трудового действия, обсуждает с детьми, какие предметы нужны для выполнения трудового действия. Затем педагог показывает детям необходимые предметы для выполнения трудового действия. Дети по показу взрослого берут по одной картинке, называют предметы и прикладывают к картинке с изображением трудового действия. Все правильные ответы поощряются похвалой, словом.
2 Вариант.
Воспитатель показывает картинку с изображением трудового действия, обсуждает с детьми, которые нужны для выполнения трудового действия. Раздаёт детям картинки, необходимые для выполнения двух трудовых действий и предлагает выбрать нужные картинки для выполнения трудового действия, показанного взрослым. Дети по слову взрослого выбирают нужную картинку с изображением предмета, называют предмет и прикладывают к картинке с изображением трудового действия.
Все правильные ответы поощряются похвалой, словом.
Усложнение: увеличивается количество картинок с изображением трудовых действийи картинок с изображением предметов, необходимых для выполнения данных трудовых действий.
Дидактическая игра «Почини технику»
Цель: закрепить у детей знания о транспорте, его составных частях; развивать внимание, наблюдательность.
Материал: Иллюстрации — автомобили, карточки, на которых нарисованы автомобили с недостающими деталями.
Ход игры:
Педагог предлагает детям быть автомеханиками и починить технику. Дети дорисовывают недостающие детали.
Приложение 5.
Чтение художественной литературы.
Г.П. Шалаева и О.М. Журавлева. Новые правила поведения для воспитанных детей. Раздел «Транспорт»
В транспорте.
Экскурсия, экскурсия
Объявлена у нас!
Все звери едут в город
Примерно через час.
Все обсуждают это,
Взволнованы немножко.
У Филина совета
Спросили на дорожку.
- Зверята, - молвил Филин, -
Хочу предупредить,
Должны вы, где бы ни были,
Внимательными быть.
И в транспорте общественном
Вести себя ответственно.
А я про это вам
Сейчас советы дам.
Итак, мои зверюшки,
Раскройте шире ушки!
Не балуйся на остановке в ожидании транспорте.
На остановке Зайчики
Автобус поджидали.
Прыгали, как мячики,
Весело скакали.
Весело скакали:
Прыг да скок кругом.
И старенького Мишку
Толкнули в бок локтем.
Ждешь на остановке –
Стой и не крутись!
А задел кого-то –
Сразу извинись!
Сначала выпусти пассажиров из транспорта, потом заходи сам.
Подошел автобус,
Зайчики гурьбой
Двери осадили,
Рвутся, словно в бой!
Давка получилась
У зайчат
Уступить дорогу
Не хотят,
Пассажирам выйти
Зайцы не дают.
Всем грубят, толкаются,
И на всех орут.
Сначала выходящих
Надо пропустить.
А потом спокойно
Внутрь заходить.
Правильно рассчитывай время при поездке.
Ехал Волчонок и громко ругался:
Где-то он сам по пути задержался,
Где-то автобуса долго прождал
И на учебу на час опоздал.
Здесь я Волчонку обязан сказать:
Время дороги умей рассчитать.
Нужно, наверное, пораньше вставать,
Чтобы не нервничать, не опоздать.
Если пользуешься незнакомым маршрутом, точно выясни его направление.
Ехал на выставку как-то Енот.
Выбрал автобус случайно не тот.
Долго он ехал – приехал куда?
Не разобраться, ну просто беда!
Начал Енот возвращаться назад,
Сел он в автобус опять наугад
И в незнакомое место попал,
Здесь по кварталам и паркам плутал.
Так он до выставки и не добрался,
По незнакомым маршрутам катался,
Только под вечер вернулся домой,
Бледный, измученный, еле живой.
Если автобус для вас незнаком,
Прежде, чем ехать куда-то на нем,
Тщательно, дети, во всем разберитесь,
А не уверены – так не садитесь!
Посмотри на номер автобуса, прежде чем в него заходить.
Заяц, как всегда, спешил.
Он в автобус заскочил
И доволен, что успел.
Номер лишь не разглядел.
И водитель, старый Пес,
Зайца далеко увез.
Возвращаться Заяц стал –
На учебу опоздал.
Так что, милые ребята,
Если едете куда-то,
То прошу, торопитесь
И в маршруте разберитесь.
Даже если вы спешите,
Номер четко рассмотрите!
Предъявите проездной билет при входе в транспорт.
Если у тебя, друг мой,
Есть билетик проездной,
Нужно в транспорте тогда
Предъявлять его всегда.
Ты в автобус забегаешь,
Контролера там встречаешь.
Как примерный пассажир,
Не ленись и покажи
Проездной свой документ
В столь ответственный момент.
Не езди без билета.
Мышка в автобусе в угол забилась
И за спиной у Слона притаилась,
Едет, волнуется, очень боится:
Может контроль невзначай появиться.
Только у Мышки билетика нет –
Жалко ей деньги платить за билет!
Ехать бесплатно решила она,
Вот и сидит за спиной у Слона.
Дети, послушайте дельный совет:
В транспорт зашли – покупайте билет!
Ехать бесплатно и глупо, и стыдно,
Да и другим пассажиром обидно!
Оплачивай провоз багажа.
Едет Слон, рюкзак везет,
Им он занял весь проход,
Сумок много захватил –
На сиденьях разложил.
Контролер подоспел,
За багаж платить велел.
Он сказал: - Послушай, Слон,
Ты тут занял весь салон!
Или за багаж плати,
Или просто выходи!
Сохраняй билет до конца поездки.
Раз в трамвае Крокодил
На проезд билет купил.
Посмотрел он – что за диво! –
У него билет счастливый!!!
И на счастье Крокодил
Тот билетик проглотил.
Контролер к нему подходит –
И билета не находит.
Говорит он: - Выходи
Или за проезд плати!
Вот так счастье! Крокодил
Вновь билет себе купил,
Но жевать его не стал –
Сохранил и предъявлял!
Не садись в автобус с мороженым.
Слон мороженое ел,
Прямо с ним в автобус сел.
Там мороженое тает,
На соседей попадает.
Вдруг шофер затормозил,
Слон стаканчик уронил –
Только брызги полетели!
Пассажиры обомлели.
Я хочу к вам обратиться:
Чтобы так не осрамиться,
Ты с мороженым в салон
Не входи, как этот Слон.
Уступай место старшим.
Лев в автобусе сидел
И в окошко все глядел.
Рядом бабушка стояла,
Сумку полную держала.
Лев, и сильный, и большой,
Место бабушке больной
Уступить не захотел.
Она стояла, он сидел.
Это грустно и обидно,
И за Льва, конечно, стыдно.
Старших надо уважать
И места им уступать.
Не мусори в транспорте.
Возмущается народ:
Белка семечки грызет,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошел:
- Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать –
Так сумей его убрать.
Не пачкай сиденья в транспорте.
Едет как-то Бегемот,
Сумку полную везет,
Все запачкана она –
Грязь на ней везде видна.
В нарушенье всяких правил
Сумку грязную поставил
На сиденье Бегемот.
Возмущается народ:
- Как потом сюда садиться?
Поступать так не годиться!
Чисти поскорей сиденье,
Всем не порти настроенье!
Не бросай мусор в окно.
Едет как-то Медвежонок,
Меду он везет бочонок,
А еще мешок конфет,
Удержаться силы нет!
Стал конфеты поедать,
В окно фантики бросать –
Всю дорогу засорил!
Ветер мусор закружил
И по городу разнес.
Недоволен дворник-Пес:
Надо вновь метелку брать
Тротуары подметать!
Если каждый из вас,
Бросит в день хотя бы раз
В окна фантик от конфет,
Иль бумажку, иль пакет,
То со временем, глядишь,
Станет мусор выше крыш,
Постепенно, день за днем,
Город наш утонет в нем!
Не высовывайся в окна транспорта.
Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела –
Публика ей возражать не посмела.
Едет в автобусе гордо она,
А голова из окошка видна.
Видит: навстречу спешит грузовик,
Рядом проехал – и в этот же миг
Ветер большой на дороге поднял,
С кошки в окошко он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!
Не толкай других пассажиров.
Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И гордо в середине встал.
Ему Кондуктор говорит:
- Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками!
Не скандаль и не капризничай в транспорте.
Свинья с Поросенком в автобус зашла
И место свободное там заняла,
Она Поросенка туда посадила,
Но он закапризничал что было силы:
- К окошку! К окошку меня посадите!
На улицу мне посмотреть разрешите!
Машины на улице видеть хочу!
Пустите к окошку, а то закричу!!!
Он маму-Свинью даже слушать не стал,
В автобусе вмиг разразился скандал!
Вокруг раздавались протяжно и громко
Противные крики того поросенка.
И все пассажиры теряли терпенье:
Кому же приятно его поведенье?!
Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.
Две Вороны каркать стали –
Все проблемы обсуждали.
Шум вокруг Ворон стоит,
Пассажиров это злит.
Все сбежать готовы скоро
От подобных разговоров.
Но куда же тут сбежишь? –
Едешь, терпишь и молчишь?
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!
Не наступай на ноги пассажиров.
Бегемот стоит в проходе.
Всем, кто рядом с ним проходит,
Ухитряется мешать
И на лапы наступать.
И пока он так стоял,
Пассажиров обижал,
Слон, замешкавшись немного,
Наступил ему на ногу.
Бегемот от боли взвыл,
На полметра подскочил!
И внимательнее стал:
Больше ноги не топтал.
Не приставай к пассажирам с разговорами.
Сорока ехала, трещала,
Ко всем с беседой приставала:
С Лисой чуть-чуть поговорила,
С Козой проблему обсудила.
Ежу про Кошку рассказала –
И все болтала и болтала!
Беседу звери поддержали,
Но от Сороки так устали!
Да, неприлично всю дорогу
Трещать так громко и так много.
Если тебя о чем-то спросили, отвечай вежливо.
Едет Белочка в трамвае,
А вот выйти где – не знает.
И спросила у Лисицы:
- Как доехать до больницы?
Отвечать Лиса не стала,
Хоть ответ прекрасно знала.
Белочке не помогла –
Очень вредная была!
К выходу готовься заранее.
Народу в автобусе было полно.
До двери добраться Овце мудрено.
Смотрите, ведь это ее остановка!
Овца устремилась на выход неловко,
Сердилась, толкалась и даже вспотела,
Но выйти, однако, она не успела!
Ну что тут поделать? – Поехала дальше…
Готовиться к выходу надо пораньше!
Помогай пожилым пассажирам.
Бабушки Козы в автобус садиться,
Им тяжело по ступенькам взбираться.
Что ж вы сидите в сторонке, ребятки,
Бойкие, быстрые братья-Козлятки?!
Бабушкам старым зайти помогите,
Место любезно свое уступите.
Когда соберутся они выходить,
Нужно до двери вам их проводить.
Всем пожилым помогать постарайтесь
И доброту проявлять не стесняйтесь!
Лыжи вози в чехле на задней площадке транспорта.
Волк в автобус лыжи взял
И в проходе с ними встал.
За зверей они цеплялись,
Палки по полу катались,
Всем мешали проходить…
Как же нужно их возить?
Зачехлить на всякий случай,
И к тому же будет лучше
На площадке задней встать,
Пассажирам не мешать.
Не отвлекай водителя разговорами.
Еж с водителем болтал,
От дороги отвлекал:
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять…
Стали все Ежа ругать:
-Ну-ка, Еж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.
Разговоры прекрати,
Не мешай – иль выходи!
Не вози бьющиеся предметы без упаковки.
В гости поехал к приятелю Пес,
Вазу большую в подарок повез.
Только небрежно он к ней относился!
Да и автобус слегка наклонился,
Не удержался тогда пассажир –
Вазу большую на пол уронил!
Ваза разбилась! Какая досада!
Прежде чем ехать с подарками, надо
Очень надежно их завернуть,
Не уронить (ведь вас могут толкнуть),
Прочной веревкой перевязать,
Сесть на сиденье и крепко держать.
В случае необходимости воспользуйся кнопкой связи с водителем.
В автобусе над дверью
Есть маленькая кнопка.
И если очень срочно
Нужно вдруг остановка,
Тогда подходишь к двери,
На кнопочку нажал –
К водителю приходит
Коротенький сигнал.
И если будет можно
Ему затормозить,
Водитель осторожно
Сумеет дверь открыть.
Если видишь, что кто-то хулиганит, сообщи водителю.
Расхулиганился Медведь:
Он начал громко песни петь
И пассажиров обижать –
Зверям проходу не давать.
Когда вот так себя ведут,
Что можно будет сделать тут?
К шоферу надо обратиться!
Он тотчас свяжется с милицией.
Она помочь всегда придет
И хулигана заберет.
Не порти стены и сиденья в транспорте.
Транспорт береги, мой друг,
Не царапай все вокруг,
Береги его салон –
Пусть прослужит долго он!
Будь острожен в транспорте при закрытии дверей.
Чтобы двери тебя не прижали
(Пожалеешь такого едва ли),
Быть подальше от них постарайся
И от входа в салон пробирайся.
Если все же кого-то прижало,
Вмиг водителю дайте сигналы:
На сигнальную кнопку нажмите
Или взрослых быстрей позовите.
Уважай других пассажиров.
Все торопятся у нас:
В детский садик, в школьный класс,
На работу, в магазин.
Все спешат, не ты один.
Транспорт наш всегда на службе,
Он со всеми нами в дружбе,
Он общественный зовется.
Это значит, вам придется
Пассажиров уважать,
Никого не обижать,
Не ругаться никогда,
Помнить о других всегда!
Если тебя обижают, привлеки внимание взрослых.
Волк Ягненка увидал,
В уголочек затолкал,
Говорит: - Пойдем со мной!
Пообедаю тобой!
Хоть ягненок испугался,
К счастью, он не растерялся,
Громко крикнул: - Помогите!
И от Волка защитите!!!
Пассажиры подбежали
И милицию позвали.
Волк Ягненка отпустил
И удрал что было сил.
Дети милые, учтите:
Если кто пугает вас,
Вы тихонько не сидите,
Всех зовите в тот же час!
Пассажиры вам помогут!
Что ж, теперь пора в дорогу.
Если автобус сломался, перейди в другой.
Енот в автобусе сидит,
В окно задумчиво глядит.
Но шум мотора прекратился,
Автобус вдруг остановился.
Услышал пассажир енот:
- Автобус дальше не пойдет,
Внезапно двигатель сломался!
Енот слегка заволновался,
Но волноваться ни к чему!
А просто следует ему,
Когда поломка на пути,
В другой автобус перейти.
Не задерживайся в дверях, проходи в середину салона.
В транспорт вы зашли, друзья,
Нов дверях стоять нельзя!
Там вы будите мешать
Всем проблему создавать:
Надо людям выходить –
Вас придется обходить;
Вдруг толкнут! Вы упадете,
Руку, ногу подвернете.
Так что время не тяните,
Поскорей в салон пройдите!
Правильно садись в общественный транспорт.
В общественный транспорт, прошу не забыть,
Положено в заднюю дверь заходить.
Вошли – проходите скорее в салон,
У двери не стройте надежный заслон.
На выход идите к передним дверям,
Но главное, что я советую вам,
Выход и вход лишь тогда совершать,
Когда будет транспорт на месте стоять.
Правильно веди себя в метро.
Когда в метро лежит твой путь,
Такой совет не позабудь.
Прошу: вниманье обрати,
Что все железные пути
Полоской светлой отделили,
Чтоб за нее не заходили.
Остановился поезд рядом,
Но штурмом брать его не надо:
В вагон вбегать не торопись,
Войдешь – за поручень возьмись.
Спокойно стой и не кривляйся,
К дверям, мой друг, не прислоняйся:
А вдруг они решат открыться?!
Ведь ты не хочешь вниз свалиться!
Соблюдай осторожность на эскалаторе метро.
На эскалаторе стоишь? –
Будь осторожнее, малыш:
Там не шали и не вертись
И на ступеньки не садись.
Спокойно справа стой всегда
А коль торопишься – тогда
Стоящих слева обходи,
Не спотыкайся по пути.
А будешь с лестницы сходить –
Внимательнее надо быть,
Чтоб очень точно рассчитать,
Когда на прочный пол вставать.
Учись собирать в дорогу только необходимые вещи.
Семья в поездку собралась?
Ах, сколько радости для вас!
И ты чем можешь помогай –
Свои игрушки собирай.
Но обязательно учти,
Что вещи тяжело нести.
Ты все игрушки просмотри
С собою лишних не бери!
Пользуйся услугами носильщика.
Вот, наконец, аэропорт!
Вокруг – толпа… вокруг – народ…
Ой, сколько здесь и пап и мам!
Смотри не потеряйся сам!
Сейчас носильщик подойдет,
Он к стойке вещи отвезет,
Поможет в этот трудный час
И от хлопот избавит вас.
Во время проверки багажа стой спокойно.
Родителям старайся помогать.
Не надо хныкать, дергать их, пищать,
Ведь столько предстоит семье забот,
Пока еще не начался полет,
Вам лишнее проблемы не нужны!
Ведь всех зарегистрировать должны,
Отправить на досмотр багаж…
И вот – ура! – объявлен вылет ваш!
Правильно размещайся в салоне самолета.
Счастливого полета!
Вас стюардесса ждет,
В салоне самолете
На место отведет;
И разместить поможет
Она ручную кладь:
Ведь ваша сумка может
Соседям помешать.
Во время взлета пристегни ремень безопасности.
Загудели турбины,
Задрожал самолет…
Только прежде чем он
Устремится в полет
Не забудьте на креслах
Ремни пристегнуть…
Вот и все! Вы готовы? –
Отправимся в путь!
Ничего не бойся в самолете.
Самолет, словно птица,
Серебристой стрелой
Над просторами мчится,
Не волнуйся, друг мой!
Посмотри, вон река
Показалась вдали
А теперь – облака
Как сугробу легли.
И не бойся полета,
Голубой высоты…
Может статься, пилотом
Даже вырастешь ты!
Одевайся по погоде в месте посадки.
Все пассажиры на выход стремятся…
Но перед выходом как одеваться?
Город другой, обстановки другая,
Поэтому прежде давайте узнаем,
Какая погода стоит за бортом
Оденьтесь, как нужно, и только потом
Со стюардессой сердечно прощайтесь,
Салон покидайте, по трапу спускайтесь.
С.Михалков «Светофор»
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Б.Житков «Светофор»
Светофор?
Мама говорит:
- Где, где?
А шофёр пальцем показывает.
И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он
горел красным светом.
Мама говорит:
- И долго мы стоять будем?
А шофёр говорит:
- Нет. Сейчас вот проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и
поедем.
И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он загорелся жёлтым
светом. А потом зелёным.
И шофёр сказал:
- Теперь можно: зелёный огонь.
Мы поехали. А сбоку через нашу улицу шла другая улица. И там все
автомобили стояли, и никто на нас не наезжал. Они ждали, чтобы мы
проехали.
А потом ещё раз на улице горел красный фонарик, а я уж знал и
закричал:
- Дядя, стойте! Красный огонь!
Шофёр остановил, оглянулся и говорит:
- А ты - молодчина.
Потом мы опять остановились, а огонька вовсе никакого не было. А
только я увидал: очень высокий милиционер в белой шапке и в белой
курточке поднял руку вверх и так держит.
Потом он рукой махнул, чтобы мы ехали.
Он как руку поднимет, так все станут: автомобили, трамваи и бочки
всякие. И лошади тоже. Только люди могут ходить.
Милиционер - самый главный на улице. А потом мы приехали к дому.
Приложение6.
Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Цель: развитие социального-грамотного и безопасного поведения в транспорте.
Задачи:
- формировать умение выполнять различные роли и импровизировать в ходе игры;
- расширять словарный запас тематических групп;
- отслеживать логическую взаимосвязь поступков, явлений и действий.
- совершенствовать диалогическую речь детей.
- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Оборудование:
Маленькие стулья, расставленные попарно, как в автобусе, стулья кондуктора (лицом к пассажирам) и водителя; игрушечный руль, билеты, дорожные знаки, касса, заправочный шланг, аптечка, огнетушитель, головные уборы для пассажиров и водителя, сумка кондуктора, атрибуты для мамы с ребенком, беременной и бабушки/дедушки, светофор, деньги, кошельки.
Ход игры
Воспитатель – Сегодня у нас с вами очень много дел. И чтобы их быстрее сделать, предлагаю поехать на.кстати, а на чем мы можем поехать?
Дети - Машина, такси, автобус, мотоцикл, трамвай, троллейбус…
Воспитатель – молодцы, а как все это называется одним словом?
Дети - Транспорт.
- Да, правильно. Но, ребята, но нас с вами много, ни в такси, ни в машину мы не влезем. К тому же, нет проводов, чтобы мы могли поехать на трамвае или троллейбусе. Поэтому предлагаю поехать на автобусе! Вот он ждет нас уже на остановке. Но, чтобы он поехал, кто нам нужен?
Дети - водитель
Воспитатель - а что он делает?
Д -водит автобус.
В -кто еще работает с водителем?
Д -кондуктор
В - а зачем кондуктор в автобусе? Что он делает?
Д - продает людям билеты, следит за порядком в салоне, объявляет остановки.
В -а раз мы с вами поедем на автобусе, то как мы будем называться?
Д - Пассажирами
В - Хорошо, но пассажир не просто едет в автобусе, он еще и участвует в процессе общения с другими пассажирами и кондуктором. И для него тоже есть правила. Предлагаю проверить, хорошо ли вы знаете эти правила. Я буду называть ситуацию, а вы скажете,правильно или нет поступил пассажир:
• Положил ноги на сиденье.
• Уступил место бабушке.
• Толкнул беременную женщину.
• Подвинулся, чтоб рядом поместился малыш.
• Громко кричал в автобусе и не купил билет.
В - Вы справились. А как мы в шутку называем безбилетников?
Д -заяц.
В - Хорошо. Тут какие-то странные предметы. Но я не понимаю, зачем они нам нужны в автобусе: аптечка, огнетушитель.
Д - чтобы оказывать помощь и тушить огонь.
В -правильно. Молодцы, думаю, вы готовы ехать. Сегодня я буду вашим начальником и распределю роли, а потом вы поиграете так, как захотите.
Роли:водитель, кондуктор, бабушка/дедушка, хулиган, беременная женщина, мама с ребенком, обычные пассажиры, заправщик, регулировщик, пешеходы, контролер (воспитатель).
Все садятся в автобус, кроме беременной женщины, мамы с ребенком и дедушки. Загорается зеленый свет. Пассажиры протягивают деньги, кондуктор продает билеты.
Кондуктор - Следующая остановка – «Магазин».
Заходят мама с ребенком и беременная женщина. Им уступают место. Едут дальше.
Водитель- пассажиры, выйдите, пожалуйста, нам нужно заправиться на автозаправке.
Все выходят из автобуса, водитель идет на кассу автозаправки и расплачивается.
Заправщик заправляет бак, водитель благодарит его и впускает пассажиров обратно.
Кондуктор - Следующая остановка «Больница».
Заходит бабушка, ей уступают. Загорается красный, регулировщик жезлом останавливает автобус и пропускает пассажиров пешеходы переходят через дорогу. Автобус едет дальше.
Кондуктор - Следующая остановка «Улица садовая».
Заходит хулиган, начинает шуметь. Отказывается покупать билет, мешает пассажирам. Кондуктор просит его покинуть автобус или заплатить штраф за безбилетный проезд. Хулиган отказывается платить и выходит.
Кондуктор – Следующая остановка «Детский сад».
Заходит контролер и проверяет билеты.
В – Ну вот, ребята, мы с вами наконец-то приехали в детский сад. Скажите, а на каких остановках автобус останавливался? Кто заходил в автобус? Кого мы встретили? Правильно ли мы сделали, что уступали место? Вам понравилась игра? И др.
Дети отвечают и по желанию продолжают игру, обменявшись ролями.
Сюжетно-ролевая игра «Водители, пешеходы, машины»
Цель: закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить детей моделировать различные ситуации на дороге.
Ход игры:
Вечером к детям пришел «светофорчик», и предложил познакомится:
-Я Светофор Светофорыч.
Я и вежливый, и строгий.
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой –
Самый главный командир.
С виду грозный и серьезный,
Я трехглазый светофор!
Всюду люди меня знают.
Да и как меня не знать?
Все должны мои сигналы,
Помнить, строго выполнять.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Красный:
Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет
Путь для всех закрыт.
Желтый:
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
Зеленый:
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он – препятствий нет,
Смело в путь иди…
Дети повторили за какой свет отвечают три цвета светофора.
Познакомилисьсжезломинспектора.Затемвместесвоспитателемраспределили роли между собой (пешеходы, водители машин, регулировщик,инспектор ГИБДД). Игра разворачивалась из нескольких сюжетов: по сигналусветофора едут машины по улице, соблюдая правостороннее движение; посигналу регулировщика (флажки трёх цветов) и светофора идут пешеходы; посигналу инспектора ГИБДД (жезл) машины едут или стоят. Потом дети
поменялись ролями – кто был водителем, стали пешеходами и наоборот.
«Нарядили» в форму другого инспектора. А когда дети наигрались своспитателем,
импредложилипоигратьсамостоятельно,вместеспереодеванием.
Сюжетно-ролевая игра «Автосервис»
Цель:Закрепить знания правил дорожного движения.
Задачи:
- Расширять представления о труде транспортников, об общественно значимости их деятельности, уточнить в игре общественное значение транспорта.
- Познакомить детей с отражением количественных отношений: разным машинам требуется разное количество бензина, оператор отпускает.
- Столько литров бензина, сколько указано в талоне, стрелка на бензоколонке останавливается на цифре, соответствующей названному количеству.
- Помочь детям осмыслить роли оператора, диспетчера, шофера.
- Воспитывать устойчивый интерес к игре, формировать умение подчинять своим желаниям коллектив.
Описание, материала:
Материал сюжетно-ролевой игры может быть использован воспитателями с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Материал поможет воспитателям организовать сюжетно-ролевую игру, пополнить уголки ПДД, воспитать устойчивый интерес к игре.
Цель:
- Расширять представления о труде транспортников, об общественно значимости их деятельности, уточнить в игре общественное значение транспорта.
- Познакомить детей с отражением количественных отношений: разным машинам требуется разное количество бензина, оператор отпускает.
- Столько литров бензина, сколько указано в талоне, стрелка на бензоколонке останавливается на цифре, соответствующей названному количеству.
- Помочь детям осмыслить роли оператора, диспетчера, шофера.
- Закрепить знания правил дорожного движения.
- Воспитывать устойчивый интерес к игре, формировать умение подчинять своим желаниям коллектив.
Предварительная работа:
1. Экскурсия на улицу к перекрестку: наблюдение за движением транспорта; знакомство со светофором.
2. Последующее знакомство с дорожными знаками, их изготовление.
3. Беседа о правилах дорожного движения.
4. Проведение сопутствующих дидактических игр «На улице», «Улица», «Кому что нужно для работы», «Бензозаправочная станция» и др.
5. Сюжетно-дидактическая игра «Бензозаправочная станция (с математическим содержанием).
6. Рассматривание фотографий и иллюстраций, связанных с движением транспорта.
7. Чтение художественных произведений С.Маршака, С.Михалкова, В.Житкова и др.
8. Экскурсии к бензозаправочной станции: наблюдение за работой оператора, отпускающего бензин и ГЭС (горюче-смазочные материалы).
Роли в игре:
1. Оператор - 1 ребенок;
2. Водители машин - 3 ребенка;
3. Обслуживающий персонал - 3 ребенка;
4. Кассир-оператор - 2 ребенка;
5. Автослесарь - 3 ребенка;
6. Мойщики - 2 ребенка;
7. Продавец магазина - 1 ребенок.
Предметно-игровая среда:
1. Бензоколонки.
2. Касса.
3. Пожарный щит (топор, огнетушители, песок, ведра).
4. Табло цен на бензин.
5. Дорожные знаки.
6. Талоны на бензин и ДТ (трехцветные).
7. Бумажные деньги.
8. Кассовый аппарат.
9. Чеки.
10.Телефонный аппарат.
11. Микрофон.
12.Форма для обслуживающего персонала.
13.Магазин сопутствующих товаров.
14. Товары в дорогу (чай, брикеты с кексами, тартинками, шоколад).
«Авторемонт»
Цели: закреплять у детей представления о транспорте, об особенностях
его устройства, и передвижения; учить детей находить правильные решения из
Оборудование к игре: большие машины, набор механика, напольный
Ход игры
Дети распределяют между собой роли механиков и водителей транспорта.
Водители приезжают в автомастерскую и рассказывают о поломках в своей
машине. Механики предлагают водителям исправить поломки и говорят о правилах езды на машине.
«Заправочная станция»
Цели игры: знакомить дошкольников с тем, что транспорту для движения
необходим бензин; учить правилам поведения на заправочной станции.
Ход игры
Распределяются роли: водители любого транспорта и работники заправочной
станции. Сюжет может разворачиваться в рус-ле того, что водители транспорта
нуждаются в бензине для машины. Работники станции обслуживают водителей
по запросам, отрывают им талоны, берут деньги, если нужно, дают сдачу.