Конспект занятия по экологии в старшей группе «Жалобная книга природы»
Цель: формирование у детей гуманного отношения к окружающей природе.
Задачи:
Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
Развивать логическое мышление, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к природе.
Оборудование: книга «Жалобная книга природы», картинки с изображением животных, фланелеграф, таз с водой, мусорные пакеты, елочка, фен, тарочка с землей знаки с правилами поведения в лесу, фотографии лесных пейзажей, медали.
Ход Занятия
Много жалоб накопилось
У природы на людей
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет
В-ль: Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то из лесных жителей нуждается в помощи. А чтобы лучше узнать и понять их, мы превратимся в животных. У меня на столе лежат картинки с животными, разделитесь на пары и выберите себе картинку. Что вы знаете о своих животных, а почему они парами, а на что они жалуются?
В-ль: На что жалуются ежики?
Дети: Ежики жалуются, что люди поджигают траву и нам нечего есть.
В-ль: На что жалуются лисички?
Дети: Лисички жалуются , что люди срубают деревья и нам в нем не уютно жить.
В-ль:На что жалуются волки?
Дети: Волки жалуются, что люди загрязняют воду и она не вкусная и не пригодная для питья.
В-ль: На что жалуются зайчики?
Дети: Зайчики жалуются на то, что люди срубают деревья и нам негде прятаться от хищников.
В-ль:На что жалуются медведи?
Дети: Медведи жалуются на то, что люди шумят в лесу и мы проснулись, когда спали зимой в лесу в берлоги.
В-ль: На что жалуются бобры?
Дети: Бобры жалуются на то, что заводы и фабрики загрязняют воду, сливая отходы в реки и озера, делают их не пригодными для жилья.
В-ль: Посмотрите сколько жалоб поступило от животных.
Давайте перейдем к первой жалобе. Что вы видите на первой картинке?
Дети: Загрязненный водоем
В-ль: А как вы думаете ,кто это сделал? Я предлагаю вам провести эксперимент. Так ли опасен загрязненный водоем. А каких вы знаете водоплавающих птиц?
Дети: Гуси, утки, лебеди.
В-ль: Давайте перейдем к тазикам, представьте, что наша рука -это голова лебедя и давайте оденем целлофановый мешок на руку и опустим ее в воду. Попробуйте снять одной рукой целлофан. Не получается, какой можно сделать вывод? Дети: Птица может задохнуться.
В-ль: Давайте сюда мешочки, вытирайте руки, присаживайтесь на стулья. Давайте перевернем следующую страничку, что вы видите?
Дети: Чистое озеро.
В-ль: Давайте оставим для людей предложение в нашей книги. Какие мы здесь можем оставить знаки. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).Выберите знаки?
Дети: Не кидать мусор, не мыть машины около речки.
В-ль: Давайте рассмотрим следующую жалобу, это срубленные деревья. А как вы думаете животным нравится жить в таком лесу? Проведем следующий эксперимент. Закройте глаза представьте ,что подул сильный ветер, а теперь я возьму елочку и еще раз подую на вас. Скажите когда был сильный поток воздуха с елочкой или без елочки? Какой можно сделать вывод.
Дети: Ветер сильнее дует без елочки. Деревья защищают нас от ветра, дождя и солнца.
В-ль: Следующая страница, что вы видите, костер, нельзя разводить в лесу костры, поджигать сухую траву. Следующая страница, что вы видите? А чтобы наш лес был чистым и красивым, как на картинке. Какие мы можем оставить знаки для людей. Дети: Не разводить костры, не мусорить и т.д
В-ль: А давайте поиграем с вами, смотрите кто-то раскидал мусор в лесу. Давайте его соберем. Давайте перейдем к следующей страничке и разберем следующую жалобу. Что на следующей картинке, мусор. Земля не может переработать эти отходы и он может лежать сотни лет. Давайте еще проведем с вами эксперимент. Возьмем с вами лоточек с землей, салфетку, мешочек целлофановый, фольга и польем, все это перемешаем и посмотрим , что у нас получилось. Какой можно сделать вывод?
Дети: Есть мусор который земля может переработать, а другой нет.
В-ль: Посмотрите книга то закрылась, значит жалобы закончились и книга рада вашим знакам и добрым делам. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.
А что нужно делать, чтобы природа не жаловалось нам.
Дети: Беречь ее, не загрязнять.
В-ль: А какой бы вы хотели видеть нашу планету (чистой, дышать чистым воздухом).
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие? А что нового Вы узнали на нашем занятии? Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для вас .В благодарность, за вашу помощь лесным жителям, я хочу вам подарить на память медали на которых написано, что вы настоящие защитники природы.