Консультация для родителей «Родители – авторитет для детей»

Авторитет родителей – это крайне сложное в изложении понятие. Кратко охарактеризовать его можно так: авторитет – это внутренне признаваемая одними людьми власть и влияние других людей. В данном случае это власть родителей над детьми. Причем авторитет для ребенка в семье – это непостоянная величина, его можно как сформировать в случае, если дети не подчинялись этому самому влиянию, так и потерять, если не соответствовать адекватным представлениям ребенка о «правильном родителе». Адекватные представления включают в себя не заявления вроде «хорошие родители все мне позволяют и покупают по первому требованию», а «хорошие родители всегда меня защищают, поддерживают и способствуют развитию моей личности без подавления моей воли».

Авторитет - одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения. Что такое авторитет родителя? Этот вопрос волнует многих.

Приходилось ли вам задумываться над тем, почему семья считается воспитывающим коллективом? В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о которой в семье надо заботиться с первых дней появления ребенка на свет.

Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.

Однако любовь и уважение в семье не единственное условие, способствующее образованию авторитета родителей. Отношения их к делам производства, радость трудовым успехам, общественная активность – все это не проходит незамеченным для ребенка. Но нельзя забывать о том, что обсуждения должны носить оптимистический характер.

Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свои позиции «я – мать», «я – отец». Нередко разговор с ребенком ведется раздражительным тоном, а подчас допускается и оскорбление. Это воспитывает в нем грубость и подавляет его волю. Дошкольник еще не способен анализировать поведение матери или отца и принимать решение, каким чертам характера, формам поведения родителей ему стоит подражать, а какие – не замечать. Он перенимает поведение манеру говорить, жесты в готовом виде. Ребенок подражает и хорошему и плохому. Пока представления маленького ребенка ограничены, мерило всех его ценностей – слова и поведение отца и матери. Но если родители необъективны в своих оценках, говорят ребенку о справедливости, о честности, о красоте, а в разговорах между взрослыми или в оценках происходящего ребенок слышит другое, то наставления их будут напрасны. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокую требовательность.

Родителям кажется, что ребенок ещё мал, чтобы понимать то, о чем говорят взрослые. Однако, дети даже младшего возраста, занимаясь своим делом, реагируют на разговоры взрослых. Если они не всегда понимают содержание сказанного, то всегда улавливают тон, отношение к тому или иному событию, явлению, к человеку. Если родители небезучастны к беде соседей, не осуждают друзей, а стремятся им помочь, то дети уважают родителей, гордятся ими. Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя только положительные примеры старших, ребенок обязательно будет поступать так же. Пассивное восприятие примеров взрослых не создает у ребенка стремления к подражанию: необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений. Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду, рядом работающего. Благоприятно воздействуют на детей праздничные хлопоты по уборке квартиры, приготовлению праздничного обеда, встрече гостей. Дети в меру своих сил включаются в эти приготовления. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время- большое искусство. Оно также дает положительные результаты, укрепляя авторитет родителей в совместных прогулках, походах в лес, посещениях кинотеатра и цирка, в общих играх и развлечениях, домашних концертах. Психологи доказали, что общение взрослых с ребенком достигает своей цели в том случае, если старшие члены семьи понимают его мотивы, интересы и потребности. Ребенок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам, деля с ним радости и заботы. Искренность отношений в общем домашнем труде, играх с ребенком, выраженная вслух похвала или предположение о том, что совершенный проступок случаен и больше не повторится, помогает ребенку приобрести уверенность.

В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами, звуками, чувствами. Основной формой деятельности для него является игра, в которой наиболее характерно проявляются эмоциональная сфера ребенка, его возрастные особенности, а основным средством воспитания в игре – слово взрослого. Нередко встречаются родители, которые любят назидания, утомительные беседы. Иногда это приводит к тому, что слово, средство воспитания, теряет силу. Шутка, отвлечение ребенка от нежелательного действия заменяют нотации, окрики, бесконечные запреты. Вредны в воспитании как подчеркнутая холодность в отношении ребенка, так и чрезмерное излияние любви. В первом случае ребенок чувствует себя неполноценным. Во втором случае родители захваливаютребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создают в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается.

Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате вырастит баловень, предъявляющий непомерные претензии, требования. Необходимо любить ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если, предположим, мама сказала, то бабушка должна поддержать, а папа напомнить и т. п.

Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться - куплю». В таких семьях идет купля-продажа отношений: «ты мне - я тебе». Успех такого воспитания сомнителен. Если родители понимают интересы, запросы ребенка, то авторитет их повышается. Этому служат ответы на многочисленные детские «почему». Правильно поступают те родители, которые терпеливо объясняют вопрос, удовлетворяя детскую любознательность.

Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.

 

Как добиться авторитета у ребенка и удержать его как можно дольше? 

  • В ребенке видеть не глупого человека, а маленькую личность.
  • Объяснять причины любого отказа.
  • Всегда предоставлять ребенку выбор.
  • С ранних лет воспитывать в малыше чувство ответственности.
  • Не игнорировать дочку или сына и их проблемы, даже когда они кажутся несущественными.


ТЕСТ «КАКОЙ Я РОДИТЕЛЬ?»

На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю».

1) На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2) Иногда Вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3) Вы считаете, что Ваши интуиция и опыт – лучшие советчики в воспитании ребенка.

4) Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5) Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей?

6) Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение?

7) Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8) Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют и даже радуют вас.

9) Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?

10) Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

11) Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

12) Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали?

13) Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости?

14) Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15) У вас часто возникают конфликты с Вашим ребенком?

 

Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14,

за ответ «нет» на вопросы: 1,3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 вы получаете по 10 очков,

за каждое «не знаю» получаете по 5 очков.

 

100–150 очков.

Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем.

Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

 

50–99 очков.

Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько областей, в которых вы имеете на ребенка влияние; постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

 

0–49 очков.

Кажется, можно только посочувствовать вашему ребенку, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто поможет вам в этом. Это будет нелегко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребёнка.

 

 

 

 

Старший воспитатель УстюжанинаН.В.